Прекрасные воспоминания от нашего читателя Галины Мункиной
Мое тоонто Хилгантуй расположился в одной из самых красивейших мест Кяхтинского района.Под защитой Величественных Хумэн- хангай, Бага Хумэн-хангай.
Они охраняют и оберегают наше тоонто- Хилгантуй. Богатый дарами лес: осенью – спелая бордово-красная брусника, кое-где вкуснейшая лесная черемуха, а рыжики – сплошным ковром. Как мы любили соленые грибочки, с каким удовольствием ели их жареными.
В лесу было буйное разноцветье.
До сих пор перед глазами синие-пресиние колокольчики, белые ромашки, оранжевые лилии, желтые маки, еще много цветов самых разных расцветок и форм. Но королевой среди всех цветов были ярко-красные гибко, изящно сложенные улаалзай –саранки.
С ними тягались в красоте сочно синие с бархатным налетом колокольчики. Цветы изумительной красоты. Зеленый луг с сочной травой, все лето паслись коровы, овцы и совхозные и с личных подворий. Их было столько. К вечеру шло стадо совхозных коров, по численности им не уступал личный КРС. Каждая семья имела добротное сельское подворье и содержала домашних животных , благо покосных угодий хватало.
Река Чикой всегда в любое время года поила и людей и животных. В летнее время она становилась бассейном для всех детей Хилгантуя. Кстати, сезон купания мальчишки открывали в день Пионерии, 19-го мая. Втайне от взрослых тихонько хвастались, даже гордились. Летом целыми днями на реке, купались, загорали, играли, смельчаки переплывали довольно- таки широкий и быстрый приток.
Красота цветущих Баруун,Хойто,урда Арал в памяти буйным черемуховым цветением. Когда цвела черемуха, и ее аромат наполнял не только прибрежный воздух, но и все пространство Хойто - хото наполнялся им.
Хилгантуйские острова в сплошном белоцветии,краше и милее этой картины что может быть ? Черемуха с островов крупная и сочная, их собирали ведрами, готовили на зиму, к праздникам , выпечка с молотой черемухой.
Этот неповторимый вкус детства. На сагаалган в божницу наряду со сладостями ставили молотую черемуху с сахаром с топленым маслом.
Слой черемухи с чуть-чуть сахаром , слой топленого масла, Молотая черемуха с сахаром и сметаной.
Ни с чем несравнимое лакомство! Гости Хилгантуя всегда поражались красоте, восторгались природой.
В летнее время Хойто-хото в сплошной зелени со всех сторон, с западной стороны – ая –ганга нежно розовым ковром. Красота неописуемая с приятным запахом этих благородных божетственных цветков, воспетых поэтами и писателями.С Кяхты, с Усть-Кирана приезжали собирать бруснику.
Этой ягоды хватало всем, брусника росла тоже сплошным ковром, с краю этого ковра запросто наполняли ведро, бидон, у кого какая посуда. Если год урожайный сочных, тающих во рту ягод брусники было море,зачастую так и было.
Редкий год, как ее могло не быть. Народ Хилгантуя славился трудолюбием, умел и дикоросами запастись на зиму вдоволь. Всегда был запас брусники, если дети заболели и у них температура.
Самым надежным жаропонижающим средством был брусничный морс. Для меня до сих пор брусника-самая любимая ягода.
В августе с удовольствием варю брусничное варенье ,запасаюсь ягодой на зиму. В моем восприятии Хилгантуй был большим миром со всеми необходимой, как сейчас говорят, инфраструктурой, фельдшерский пункт, где чистота и порядок, помню, как заходишь мне в глаза бросалась емкость с водой, сверху закрытая сшитой по ее форме белой тканью с дырочкой для крана и вязочкой под ним.
Начальная школа,когда я училась учительствовали Будаева Цырма Раднатаровна, Цыремпилова Ханда Бадмаевна, Тодорхоева(Гумпылова) Татьяна Дабаевна. В одно время нас учила Вадеева Валентина Гончиковна и мама моей одноклассницы Лены Нина-ахай ,какое-то краткое время - Эльбек Ширниновичи Ольга Дашиевна.
Клуб -это отдельная песня. Там постоянно проводились концерты учениками не только нашей школы, но учащимися Усть-Киранской, Кударинской, Кяхтинской школ. Это и выпускники нашей начальной школы ,особенно, те кто учились сначала в Кударе-Сомоне, позже-в Усть- Киране, еще позднее в Мурочи и те, кто с первых классов учились в Кяхте, в школе-интернате.
Помню, приезжали учащиеся Большелугской и Харлунской средних школ и показывали замечательные концерты.
Алтайские артисты, так и было, мы их воспринимали, как артистов, их выступления были высочайшего уровня. Как пели, какие голоса звучали со сцены. Это незабываемо до сих пор. И наши соседи-мурочинцы тоже показывали концерт и хилгантуйцы,по-моему ездили к ним.
Когда я в начальной школе училась, Рая-ахай ходила на репетиции. При полном аншлаге проходили гастрольные концерты артистов Бурятской филармонии, Бурдрама , иногда,кажется ездили бригадами, помнится и оперная певица пела на хилгантуйской сцене.
Мне запомнилось не только ее ярко синее плющевое платье, но и необычное пение, тогда, конечно же ,не знала, что это оперное пение. Как любили земляки такие культурные мероприятия. Клуб бывал забит битком, дети сидели совсем у сцены и смотрели вверх на выступающих.
Такая же картина наблюдалась,когда читали доклады. Что понимали наши мальчишки, сидели слушали до конца, не помню, чтобы поднимали излишний шум. Раз два ударит слегка один другого шапкой и все на этом. Кино смотрели, такая же картина. Иногда младшие засыпали, после сеанса приходилось их будить . Очень хорошо помню выступление нашего Аюши-авгай Данзанова ,когда учился в Киевской консерватории ,пел в клубе.
Ну, это было тогда уже, выступление настоящего артиста. И позже, когда он закончил консерваторию, по-моему тоже пел перед земляками. Пел он песню « Последняя электричка», перед глазами образ совсем молодого певца «И я по шпалам,опять по шпалам иду домой по привычке…» и хорошо запомнилась еще одна песня «Под железный звон кольчуги,на коня верхом садясь, Ярославне в час разлуки, говорил,наверно, князь: « Хмуриться не надо ,Лада,Лада,для меня смех награда,Лада. Даже ,если станешь бабушкой, Для будешь ладушкой,Лада».
Прекрасно помню выступление Ольги Дашиевны, я думаю так,ее отправляли в Москву,как передовую доярку. Могу и ошибаться в силу тогдашнего детского возраста. Но точно, она выступала в клубе и рассказывала про Москву. Помню Пурво-авгай Цыдендамбаев задал вопрос про В.И. Ленина, она говорила, что ,он как будто спит. Трудились наши люди на совесть в двух совхозных отделениях, сначала совхоза «Усть-Киранский», потом совхоза « Мурочинский» .
Летним ранним утром меня будил гул заводящегося трактора. Это Бодиев Гомбо –авгай и Будаев Базар-авгай заводили свои трактора. Дашиев Николай-авгай,Зандаков Володя-авгай, если правильно называю имя, я так помню Илдус -переселенец с Татарии заводили ДТ., Доржо - Палан-авгай –бригадир ездил на немецкой Эмке,так называли его трактор, у него впереди кабинки была небольшая тележка. Трактористы Гарма-авгай, Цырен-Доржо-авгай,Дабажав-авгай,Хираан Дава-авгай, Виктор-авгай,Миша-авгай,Гуржав-авга, он потом станет управляющим хилгантуйского отделения при Мурочинском совхозе.
Работали и более молодые трактористы Ногоон-ахайн ,Улаан-авгай, Тодорхоев Николай-авгай, Валера-авгай,Марат, Сергей, Гоша, Дэлгэр-мои родственники. Если, кто не упомянут, думаю, земляки подскажут. Совхозная работа начиналась рань –перерань. Доярок возили на летнюю стоянку. Шести нет, мимо нас проезжал трактор ,на борту доярки веселые, улыбчивые, от них шло ощущение давно начатого рабочего дня. Чуть позже их стали возить на машине. Рядком сидят песни поют.
Такая замечательная картина осталась в душе. Сенокосная пора – это особая песня или проза деревенской жизни. Помню в Хойто Арал наша тетя Тодорхоева Бадмацу Жамсарановна организовывала бригаду заготовки сена, своего рода ЛТО. Все подростки желали попасть туда, в настоящую школу трудовой закалки.
Постарше косили, ставили копна, помладше садились на лошадь и собирали их в кучу, постарше превращали их в большие стога. Жили в палатках на берегу протоки Чикоя, и сам Чикой нес свои быстрые воды с другой стороны. Такой живописный пейзаж острова. В летнюю пору шелковая трава по пояс колышется, кругом-черемуховые деревья , журчание реки с обеих сторон. На остров переправлялись на лодке через протоку. Варили еду на открытом костре.
Особый вкус наваристого супа, каши. Еда готовилась в больших чугунных чанах. Вкусно приготовленная еда, свежий воздух с ароматом разнотравья, речка рядом, своего рода отдых на каникулах, совмещенный с полезным трудом. Никакой СЭС никто не мучил разными требованиями. Что в то время было правильно.
Сейчас не разрешили бы ни за что. Излишние требования мешают развитию. Дети набирались трудового опыта , гребли сено, ставили копна. Помладше мальчишки гребли сено на лошади. Постарше – вручную. Они успевали заготовить сено для совхоза и старшие школьники - даже для своего подворья. Позже этой бригадой руководил дядя(абга) Батоцырен Чагдурович.
Все тоже самое ЛТО. Также дети трудились. Какие славные были времена. Дети с радостью ехали, родители их отпускали без лишних опасений, без вопросов. Они проходили школу настоящих трудовых ЗУН-ов- знаний, умений и навыков, видели воочию результат своего труда. Мальчики за лето выросшие, физически окрепшие с мускулистыми сильными руками приезжали в конце трудового лагеря.
Он не назывался лагерем труда и отдыха, просто говорили в бригаде Хойто Шана, на сенокосе. Это ,действительно, были ценные явления того времени, мне кажется, это передовое явление того времени. Это столько детей собрать, приучать к труду, дисциплине, организовать, быт ,условно говоря, палаточного городка, питание,досуг,отдых !
Родители радовались, как меняются их сыновья. Это было своего рода, действительное ЛТО с дежурствами, с отдыхом в сочетании с трудом. Весело трудились и весело проводили время.
В жару купались в протоке, черемуху собирали и сами ели досыта. Это замечательная школа, в памяти подростков 70-80-х годов.
По воплощению задумки, устройству труда и отдыха эта деятельность Тодорхоевой Бадмацу Жамсарановны, позже Юможапова Батоцырен Чагдуровича сродни великим педагогам, например, Макаренко А.С.
Оставить сообщение: