История любви ссыльного народовольца и дочери миллионера
04:01 25.10.2025 16+
История любви ссыльного народовольца и дочери миллионера
«Ни перед свадьбой, ни в пути, — рассказывала внучка Лушникова Елизавета Владимировна Казанцева, — тетя Вера не говорила Попову, кто ее отец. Они приехали в Кяхту в начале зимы, когда уже рано вечерело. Иван Иванович не успел рассмотреть дом. А утром прошел по анфиладе комнат двухэтажного дома и понял, что обстановка явно не бедная, мягко выражаясь. И спрашивает жену, что же она раньше не сказала о родителях. Она засмеялась и ответила, что если бы он узнал об отце-миллионере, то не взял бы замуж.
Познакомившись с тестем и тещей, он поразился еще больше — ни спеси, ни чванства богачей, удивительная простота, душевность. Лишь много позже Иван Иванович узнал, что Алексей Михайлович учился у братьев Бестужевых в Селенгинске, а после переезда в Кяхту, где поначалу жил в доме Кандинских, подаренном невесте в качестве приданого, продолжал дружить с Бестужевыми. С удивлением разглядывал Иван Иванович письменный стол с резными дверцами, опускающейся крышкой, кресло, отделанное орехом, узнав, что это — работа братьев Бестужевых, которые подарили эти и другие вещи...»
Иван Иванович ПОПОВ (1862 г. в Петербурге, ум. 1942), ссыльный народоволец, общественный деятель, редактор-издатель газеты "Восточное обозрение", один из инициаторов создания Кяхтинского краеведческого музея и Кяхтинской краеведческой библиотеки. Был женат на дочери купца А.М. Лушникова.
Вера Алексеевна ЛУШНИКОВА (1863 – 1927) познакомилась с Поповым, когда училась на Высших женских (Бестужевских) курсах. Выйдя за него замуж, она после его ареста последовала за ним в ссылку. Его должны были отправить этапом, но близкий родственник Лушниковых Иван Васильевич Баснин, женатый на старшей сестре Клавдии Христофоровны Лушниковой, внес залог в пять тысяч рублей, и молодые супруги выехали в Сибирь «своим ходом».
И.И. Попов, свидетель культурного развития города, писал: «В Кяхте многое поражало и удивляло приезжего: сам посёлок миллионеров и его обитатели, их нравы и обычаи, и соседняя колоритная Монголия с её бесконечной степью и синеющими на горизонте горами, и караваны верблюдов и быков, монголы-ламы, сплошь синие китайцы в разрисованных каретках... А рядом — великолепный собор, комфортабельные апартаменты из Парижа. Из окон льётся пение, слышны рояль, скрипка: Моцарт, Бетховен, Чайковский».
Из книги Владимира Бараева «Древо: декабристы и семейство Кандинских».
#Кяхтинскийрайон
Оставить сообщение: